Чему учится наша школа?

Начался новый учебный год. Вместе с ним систему образования Нижневартовска ждут многие перемены. Об этом местным журналистам рассказал директор муниципального департамента образования Эдмонд Игошин. Вопросов были десятки, но касались они всего нескольких тем. Мы решили объединить ответы чиновника по направлениям и оформить их в формате интервью по широким коллективным запросам СМИ.

 

— Как происходит в городе переход на одну смену? Что мы имеем на сегодня и каковы планы?

— Надо понимать, что застройка Нижневартовска происходила неравномерно. И особенно заметной дисгармония стала в микрорайонах за улицей Ханты-Мансийской. Отчасти проблема обеспечения детей из этих территорий местами в школах будет решена с вводом в эксплуатацию школы в 18 микрорайоне. Сегодня власти форсируют ее строительство (о планах местных чиновников по окончанию строительства этого объекта читайте в нашей газете от 14 сентября 2018 г. в материале «Что нам стоит дом построить?»  – прим. ред.). Если школу в 18 микрорайоне сдадут раньше срока (в течение девяти месяцев, по уверению строителей – прим. ред.), то мы незамедлительно запустим процедуру аккредитации и начнем комплектовать персонал. Конечно, люди сегодня во множестве обращаются к нам с требованием ввести обучение в первую смену уже сейчас и повсеместно. Но надо понимать, что учеба в одну смену не является обязательным условием работы школ. Такую задачу мы сами себе поставили и, кстати, стремимся к ее разрешению. Согласно указу президента России, только начальные классы должны перейти в режим учебы в одну смену до 2021 года. И только в 2025 году все классы будут учиться в одну смену повсеместно и в обязательном порядке. Сегодня мы стараемся максимально использовать это время. Уже есть подтверждение финансирования двух школ в 9А и в 10Г микрорайонах. Идут переговоры с инвестором о строительстве еще двух объектов в 20 и 25 кварталах. Предполагаемые сроки их ввода – 2021-2022 годы. Так что мы идем в ногу со временем и даже готовы поспешать.

Гораздо проще исправить перекос в системе образования в старой части города. Здесь произошел сильный перегруз школы № 17 за счет строительства жилого массива. В то же время школа
№ 1 загружена вдвое меньше. Мы собираемся перенаправить учеников из одного учреждения в другое через введение здесь такого формата как «Школа полного дня». Таким образом, люди, живущие в новых домах возле молокозавода, будут привозить детей в школу № 1 при выезде на работу, а вечером, соответственно забирать их после работы. То есть проблема перехода школ на одну смену в Старом Вартовске будет решена. Кроме того, это выровняет финансирование учреждений, ведь оно осуществляется по подушевому принципу.

Помимо строительства школ, перед нами сегодня стоит и задача по капитальному ремонту старых учреждений. Это вопрос ближайших десятилетий. Необходимы тщательная ревизия и определение порядка работ на этих объектах. Например, школа № 18 уже многие годы страдает от подтопления. В этом году, наконец, был сделан проект по водоотведению от этого здания. Сейчас он проходит стадию доработки и на следующее лето эта задача будет решена.

 

— Как приживается в системе образования такая форма финансирования, как инициативное бюджетирование?

— С моей точки зрения, прошлый год стал для нас очень хорошим примером. 15 наших заявок были одобрены и финансово обеспечены. Таким образом, более 17 дополнительных миллионов рублей пошли на ремонт и переоборудование детских садов и школ. И мы по всем этим работам отчитаемся, в том числе, через видеоотчеты по принципу: «Было – стало».

 

— Родители обратились в ряд СМИ с жалобами на то, что их якобы вынуждают покупать рабочие тетради. В то же время ранее было заявлено, что школы полностью обеспечены всеми необходимыми учебными пособиями и тетрадями. Насколько это соотносятся две этих информации?

— В конце каждого учебного года школы определяют перечень тех методических материалов, учебников и пособий, которые понадобятся. В соответствии с этим решается (и обосновывается) вопрос о целесообразности закупки под ту или иную программу рабочих тетрадей. Если такое решение принято, и в план учебного процесса попала рабочая тетрадь, она заранее покупается учебным заведением. Более того, родителям вообще запрещено самим покупать рабочие тетради по своему желанию. У всех учебные планы разные, и где-то тетрадь требуется, а где-то – нет. Если для обеспечения федерального государственного стандарта образования решено, что рабочая тетрадь нужна, она приобретается и вводится как необходимая норма учебного процесса. Но если покупка рабочей тетради это незапланированная самодеятельность учителя (да еще и за счет родителей), то в нижневартовской системе образования такие инициативы строго наказуемы. У нас выявлены два подобных случая, и виновные подвергнуты дисциплинарным наказаниям. Если учитель требует купить родителей такую тетрадь, обратитесь к директору. Если и это не поможет, – милости прошу в наш департамент.

 

— Какие изменения сегодня происходят в системе дополнительного образования?

— Непосредственно в ведении департамента образования находятся два специализированных учреждения – ЦДТ и ЦДиЮТТ «Патриот». У них есть свои разносторонние программы, востребованные у 8,5 тысячи юных вартовчан. В нашем городе отдается вполне определенный приоритет научно-техническому творчеству. Мы хотим добиться охвата детей по этому направлению в 12,5%. Остальные специализированные учреждения работают в сферах культуры и спорта. Но есть множество форм дополнительного образования и на базе общеобразовательных учреждений. Это масса кружков, студий и секций как на базе самих школ (которым, кстати, разрешено оказывать подобные платные услуги), так и услуги различных НКО, арендующих здесь помещения. В последнее время доля НКО в дополнительном образовании значительно выросла. И в том числе за счет сертификатов допобразования. Появляется все больше новых направлений. В месяц поступает по нескольку подобных предложений. И, что важно, мы сами заинтересованы в них, ведь это увеличивает и возможности формата «Школы полного дня». Если мы видим востребованность, то всячески сотрудничаем с такими НКО и идем навстречу. Мы хотим расширить и весь реестр программ дополнительного образования, которое стало работать по закону рынка. Если кружки не посещают, их надо закрывать. И наоборот.

 

— Как обстоят дела в работе нового частного детского сада «Солнышко»?

— Как раз недавно мы провели на базе этого учреждения встречу с предпринимателями, которые открыли в Нижневартовске несколько подобных детсадов и дошкольных групп. Конкретно в «Солнышке» есть ряд сложностей, которые, в том числе, мешают учреждению получить лицензию на полноценное образование. Оценить их шансы на получение таковой я не возьмусь. Там очень много требований. А вот частный детсад на базе школы № 24 работает очень эффективно во взаимодействии с образовательным учреждением.

 

— Существует ли кадровый голод в системе образования Нижневартовска?

— Хотя все наши школы укомплектованы персоналом на 100%, сказать, что их достаточно, я не могу. Например, учителя физики и математики, именно тех направлений, на которые мы делаем упор, сегодня загружены так плотно, что говорить о качественном скачке в этих предметах сложно. Хотя результаты последнего ЕГЭ по этим предметам даже несколько улучшились по сравнению с прошлыми годами. Но мы понимаем, что так продолжаться долго не может. Сегодня мы плотно сотрудничаем с нашими Социально-гуманитарным колледжем и Нижневартовским государственным университетом, озвучивая, какие именно преподаватели нам нужны. На будущее мы начали налаживать связи с десятью вузами из других городов, которые готовят педагогов по самым разным направлениям. Привлекать стараемся самыми действенными методами: описываем удобство и комфорт жизни в Нижневартовске, завлекаем будущих выпускников перспективными зарплатами и, конечно, обещаем жилье. Уже достигнута договоренность с департаментом ЖКХ города об изыскании возможности предоставления под проживание молодым учителям социального жилья в муниципальных квартирах. Уверен, кадровый голод мы покроем.

Павел Колин

Добавить комментарий