Блеск и нищета югорских шахмат

В России идет бурный процесс возрождения шахмат. Точней даже не возрождения, а возвращения древнейшей интеллектуальной игры на роль национального спорта, способного не только объединять миллионы людей, но и принести стране золото на мировых турнирах. Во всяком случае, об этом написаны уже десятки статей в прессе и сняты сотни сюжетов на центральных каналах. Их заголовки и тексты часто веют державной мощью и патетикой. Мол, знай наших! Приятно, что важная роль в федеральном «шахматном возрождении» отведена нашему с вами округу. Югра шагает в авангарде этой процессии и уже размахивает флагом национальной шахматной столицы, отобрав этот титул у жаркой столицы Калмыкии Элисты. Но так ли на самом деле прекрасны дела в нашем маленьком шахматном королевстве и что вообще происходит сейчас с древнейшей игрой и ее поклонниками в Югре, России и мире? Попробуем разобраться сообща.

 

Югра затмевает всех

До 2010 года Югру в роли шахматной столицы никто особо не воспринимал, но все изменилось после проведения Всемирной олимпиады, которая собрала около 700 лучших шахматистов планеты в Ханты-Мансийске. Мужской сборной России тогда досталось лишь серебро, но зато наш регион оценили по достоинству специалисты ФИДЕ (всемирной шахматной ассоциации) да и сами игроки высоко оценили «милый сибирский городок с невероятно гостеприимными людьми», как описал его один из участников польской команды.

Еще бы ему не быть гостеприимным. В Ханты-Мансийске за несколько лет и буквально с нуля построили мощнейшую турнирную инфраструктуру, добавили городу гостиничных мощностей, открыли «Югорскую шахматную академию». В общем, тратили средства щедро, миллиардами.

Успех Югры на международной арене несомненен. С 2010 года Ханты-Мансийск принял у себя более 20 крупных турниров и на этой неделе в нем вновь стартует Кубок мира по шахматам, на который соберутся 128 игроков со всего света. А ровно через год те же гроссмейстеры вновь приедут к нам в гости, но уже более широким и сильным составом. Здесь вновь пройдет Всемирная шахматная олимпиада. Событие
№ 1 в этом виде спорта.

— Югра и шахматы неразделимы. Учитывая состоявшиеся тренды в развитии мировых проектов, я бы сказала, что мы имеем дело с открытием великого шахматного пути Югры. Мы готовы на эту дорогу привлечь всех тех, кто любит шахматы, со всего мира, – сказала губернатор Югры в 2017 году открывая командный чемпионат мира в столице округа.

 

Кому готовить будущих чемпионов?

Казалось бы, Югре и пешки в руки, если перефразировать крылатую фразу. Однако в сборной России по интеллектуальной игре югорчан пока совсем не густо. Наибольших успехов добились вартовчанин Дмитрий Яковенко и жительница Лангепаса Ольга Гиря. Они играют за сборную региона и представляют страну на крупнейших российских состязаниях.

У нас есть и свои восходящие шахматные звезды вроде Ильи Ильюшенок из Лангепаса (международный гроссмейстер в 20 с небольшим лет, победитель чемпионата России среди детей до 14 лет и т.д.), Маша Алексеенко, Ирина Дроговоз и многие другие. По словам главного тренера региональной сборной Александра Корнеевца, Югра стала мощным шахматным регионом буквально за последний десяток лет, но сможет ли она подарить стране новых чемпионов мира – вопрос открытый. В этом играют важную роль система базовой подготовки, поиска талантов и другие факторы. Например, численность населения. В нашем регионе проживают полтора миллиона человек и примерно столько же народу в одной только столице УрФО Екатеринбурге. Про Москву, про Питер и говорить нечего. Гроссмейстеров, мастеров спорта, международных мастеров там живет кратно больше, чем у нас. В каком-то смысле, мы – амбициозная и богатая, но глубинка.

Однако глубинка, играющая и делающая ставку на собственную школу игры. На перспективу. По данным окружного спортивного департамента, у нас активно занимаются интеллектуальной игрой более 17 тысяч человек и около 100 тысяч детей ежегодно учат шахматам в школах и даже в детских садах. Югра семимильными шагами реализует программу ФИДЕ «Шахматы в школу» и с 2017 года реализует собственную концепцию развития, одну из лучших в стране. Мы сравнили документ с другими аналогичными, и наш регион выглядит эффектно, но стоит ли верить написанному на бумаге?

— Я не знаю, кто занимается подобным учетом, но, на мой взгляд, цифра активно играющих югорчан явно завышена. Считают, судя по всему, по спискам участников турниров, где одни и те же фамилии могут многократно дублироваться. Персонального учета шахматистов нет ни в Югре, ни в любом другом регионе России. По моим личным наблюдениям, активных шахматистов в Югре в среднем по 50-100 человек на муниципалитет и тысячи две-три суммарно, если говорить о взрослых людях. Это число не растет, а сокращается, – рассказал «СЭ» активный участник шахматного сообщества Югры, просивший не называть его фамилии. Он часто работает в судейских бригадах турниров и хотел бы продолжить это занятие.

— Сейчас доля взрослых шахматистов в Нижневартовске падает, а доля молодежи – растет. Кто-то переезжает в другие регионы, кто-то уходит играть в интернет, да и срок человеческой жизни ограничен. Но это вовсе не значит, что все ресурсы брошены только на подрастающее поколение. Для взрослых в нашем городе турниры идут регулярно, открыты для всех желающих. По их итогам всегда проводится награждение, присвоение разрядов, – рассказала директор и тренер нижневартовского шахматного клуба Людмила Пуртова.

Что же касается подготовки юных шахматистов в садиках и школах, то и к ней профессионалы игры относятся скептически. С одной стороны, здорово, что это есть, с другой стороны, качество – важный фактор.

— Я сам обладатель второго взрослого разряда и как-то пробовал пообщаться на шахматные темы со школьным педагогом, который преподает моему внуку. Даже сыграл с ним пару партий. Это хороший и умный парень, но он плохой шахматист и честно признает, что тренерство не его основное занятие. Его попросили, он ведет, – рассказал вартовчанин Сергей Могильчук. Примерно так же обстоят дела в большинстве школ и детских садов в Нижневартовске. Причем в садиках обучение игре часто сводится к демонстрации ходов фигур и носит номинальный характер. В итоге цифры отчетов получаются весьма солидными, но на практике за ними ничего не стоит. Так, новых Карповых, Алехиных и Крамников вряд ли вырастишь.

Казалось бы, да и бог с ним, с качеством подготовки на первичном звене. Ведь в школах можно выявлять потенциально талантливых ребят и отправлять их в специализированные шахматные секции. Но и там эта же проблема. Работать некому. В Нижневартовском шахматном клубе последний год тренировала ребят только заведующая Людмила Пуртова. До этого у нее был толковый напарник Василий Бородкин, вместе с которым они обучали 150 человек. Он решил выйти на пенсию и число воспитанников сократилось до 55 человек. Хотя, вероятно, вскоре оно снова увеличится. Директор нижневартовского МАУ «Спортивная школа» Сергей Белянкин заверил нас, что поиск тренеров с должной подготовкой был весьма непростым, но в ближайшее время две ставки тренеров в шахматном клубе будут закрыты. Люди нашлись.

Кадровый голод – беда общая. Даже шахматная академия Ханты-Мансийска время от времени ищет новых тренеров. А там условия весьма хороши. В Пойковском, где работает шахматная академия имени Карпова, тоже искали специалистов долго и со скрипом. Нашли двух хороших иногородних мастеров. То же самое – повсеместно. Тренеров не хватает, материальная база хромает, вся работа, зачастую, строится на чистом энтузиазме немолодых и влюбленных в шахматы людей. Такие фанаты (с зарплатой примерно, как у продавца в «Магните») тащат сейчас интеллектуальный спорт по «великому шахматному пути Югры». Медленно, но тащат.

Кстати, о материальной базе. С каждым годом все большее значение для подготовки шахматистов играет интернет. В нем все: дебютные базы, онлайн-трансляции турниров, шахматные задачи, профессиональные публикации. При этом на весь нижневартовский шахматный клуб есть не так уж много компьютеров, большинство из которых подарены клубу 13 лет назад. Впрочем, у некоторых секций Югры нет и этого.

 

Немного о советском наследии

Советский Союз был великой шахматной державой. Сильнейшей в мире. Для тех, кто не курсе шахматных перипетий, заметим, что с 20-х и по 90-е годы прошлого века почти все чемпионы планеты (и женщины, и мужчины) были русскими. У нас просто не было конкурентов.

— Огромное число секций, клубов, специализированных гроссмейстерских школ, мощная система подготовки тренеров и формирования профессиональных стандартов, прекрасная шахматная литература – вот главные достижения советских шахмат. В том же Китае сейчас просто берут и переводят наши старые учебники для детворы, чтобы использовать их в системе массовой подготовки игроков, – рассказал тренер сборной Югры Александр Корнеевец, добавив, что в нашей системе подготовки шахматистов появились такие программы для ребятни, после которых надо уже не учить шахматам с нуля, а переучивать, а это сложнее.

Что касается нехватки тренеров, то Александр Михайлович объясняет ее очень просто:

— В Советском Союзе было пять или шесть факультетов, которые готовили мастеров данного профиля, а сейчас таких осталось всего два. Причем один обучает не столько преподавателей шахмат, сколько судей и организаторов.

И это, что называется, лишь штрихи к портрету современной шахматной России. России слегка забюрократизированной, погрязшей в ненужных отчетах и склонной к странным организационным решениям. К примеру, несколько лет назад в нашей стране решили «отвязать» шахматные звания и разряды от стандарта ФИДЕ и сформировать собственный национальный рейтинг (рейтинг Российской шахматной федерации), как поступили многие другие страны. Намерения были благими, но на практике это привело к тому, что тысячи шахматистов не смогли своевременно получить (или подтвердить) спортивные разряды.

А чего стоит еще один документ последних лет? На федеральном уровне всем участникам шахматных турниров предписали получить справки у врача, грубо говоря, медицинский допуск. Представляете эту ситуацию? Шахматы уравняли с боксом, борьбой, футболом и множеством травмоопасных видов спорта. Да получить такую справку недорого и недолго. Но зачем? Подобной практики нет нигде в мире.

Многие из собеседников нашей газеты уверены, что вопрос с кадровым голодом в шахматных секциях можно было бы решить за один квартал. Достаточно дать законный допуск к преподаванию любым хорошим игрокам, как это было в советские годы. Определить нормативы мастерства, набор проверок на профпригодность и отсутствие судимости, организовать для желающих краткосрочные курсы и вперед, к новым шахматным классам. Однако сейчас подобное невозможно и близко. У шахматного тренера должно быть специализированное образование. Без него даже на порог не пустят. Теоретически получить навыки педагога для такой секции может сейчас любой школьный учитель, но исключительно за свой счет и потратив на это несколько месяцев. А раньше за подобную профориентацию могли платить муниципальные департаменты образования. Сейчас эта возможность закрыта.

 

Вернет ли Россия былую шахматную славу?

На этот вопрос Александр Корнеевец однозначного ответа не дал. По его мнению, конкурентность в этом виде спорта буквально за 20 лет выросла в разы. Если раньше на медали олимпиад могли претендовать две-три страны, то сейчас их значительно больше. В шахматы заиграли везде. Сильно заиграли. В число явных лидеров вошел Китай. Подтягиваются игроки Индии, Ирана, Филиппин, арабских стран. Борьба в турнирах стала значительно жестче.

Но при этом отечественная шахматная школа, по мнению тренера, никуда не исчезла, она способна будет растить настоящих самородков игры. Россия талантами всегда была богата, и не только шахматными. Что любопытно, во многих зарубежных сборных играют сейчас игроки с русскими фамилиями, а опыт наших гроссмейстеров не стесняются перенимать многие страны мира, в которых нет собственной школы игры.

Да что там говорить, в России, согласно данным опросов, каждый второй взрослый человек умеет играть в шахматы. А если вы зайдете на крупные зарубежные порталы (вроде chess.com), то увидите, что каждый четвертый или каждый пятый соперник будет либо русским, либо украинцем. Славян много. Причем в них зачастую видна подготовка, понимание дебютов и склонность к открытой игре. Земляки чаще играют на мат, чем на время.

Замечу, исходя из личного опыта, что играть с соотечественниками всегда интересно, как и читать их комментарии в чате. Некоторые из них в пригодном для публикации виде будут выглядеть примерно вот так: «Да ты ***** на программах играешь *****. ****** *****». Подобное не редкость, как и вопросы от американцев, например: «Ты сейчас пьешь водку?» или «Как поживает мистер Путин?». За годы игры у меня накопились десятки подобных комментариев. Забавных и не очень. Поэтому если ваш ребенок играет в шахматы по интернету, то заблокируйте ему чат. Так лучше будет.

Сейчас шахматы во всем мире стремительно меняются. Они становятся агрессивнее, быстрее, стремительно растут призовые фонды турниров, а вместе с ними и количество международных гроссмейстеров. Но это, пожалуй, не так уж важно для большинства игроков. Гораздо значимей для них возможность отдохнуть за доской и, порой, побеседовать с приятным человеком. Ведь доска восемь на восемь полей формирует своеобразное братство спокойных, сдержанных и, как правило, неглупых людей. Средний IQ шахматиста на 4-5 баллов выше, чем у человека, не умеющего играть, согласно исследованию немецких ученых от 2012 года.

Но главная прелесть интеллектуального спорта, пожалуй, в другом. Она – в возможности подойти на улице к человеку с раскрытой доской, поздороваться и просто предложить: «Давайте сыграем?».

Сергей Журавлев. Фото из архива городского шахматного клуба

Добавить комментарий