АГЛОМЕРАЦИЯ: время набивать… шишки?

Агломерация – это странный мифический зверь. Вроде единорога или суслика, которого никто не видит, из фильма «ДМБ». И это не субъективное мнение нашей газеты, а, скажем так, творческий вывод по итогу опроса вартовчан. Мы просили наших респондентов объяснить, что означает этот термин и можно ли его связать с Нижневартовском, но внятного ответа не смог дать никто. Отвечали в самых общих чертах: мол, «это штука хорошая, ведь так по телевизору говорят», «это процесс объединения городов» и т.д.

Самое время рассказать о том, о чем пока не говорят по телевизору, и сообща поймать за хвост неведомое агломерационное создание. Оно куда реальней, чем кажется, и буквально к исходу 2019 года постучится в наши двери. Хороший ли это гость и стоит ли ему открывать? Давайте разбираться.

 

Начнем со сложного

А точней, с определений самого термина. Их у агломерации мы нашли свыше двух десятков: с экономическим уклоном, с географическим уклоном, с акцентом на аспекты управления и транспортные связи т.д. Для нашей статьи мы решили «сгенерировать» собственный компромиссный вариант: «Агломерация (от латинского agglomero – присоединяю, накопляю) – это процесс взаимодействия городов, при котором происходит частичное объединение их ресурсов ради общих целей. Причем под ресурсами можно понимать, что угодно. Это могут быть общие рынки сбыта (мегионцы ездят к нам на шопинг), трудовые связи (до 40% жителей Излучинска работает в Нижневартовске), или даже некие абстрактные блага вроде возможности посетить концерт в соседнем городе или свозить туда ребенка, например, к логопеду.

Мы не хотим вас грузить сложными материями вроде «временных изохрон» и прочих наукоемких терминов. Скажем только, что именно транспортная доступность является ключом к пониманию процесса. До Излучинска 20 минут езды. Это давно уже спальный район Нижневартовска и агломерацию с ним можно считать устоявшейся. А вот с Сургутом или деревней Корлики аналогичный фокус не пройдет. Слишком велика дистанция.

 

Старт дан

Про агломерации в России говорят уже лет так 20. Долгое время эта тема обсуждалась сугубо узкими специалистами, на всевозможных конференциях, семинарах и в курилках Министерства регионального развития (Минрегиона). Потом она стала чаще озвучиваться в СМИ и «переехала» (вместе с частью коллектива) из упраздненного Минрегиона в Министерство экономического развития. В итоге в недрах этого ведомства родился проект так называемой стратегии пространственного развития России (СПР). Это огроменный и очень сырой, по мнению десятков экспертов, документ, который в качестве одной из мер по усилению экономики государства предусматривает (скорее, декларирует – прим. ред.) поддержку агломераций. Именно этот документ и дал старт «градообъеденительным» процессам, которые мы наблюдаем. Хотя, оговоримся, не всем. Многие из них находились в активной фазе и без СПР. Это касается, мегаполисов Самары и Тольятти, Екатеринбурга с его пригородами, Москвы с Московской областью и многих других муниципалитетов.

 

Как это отразится на Нижневартовске?

Наш город если не в числе пионеров по созданию агломерации, то точно в первых рядах. Нижневартовск еще в 2018 году заказал омскому институту территориального планирования «ГРАД» концепцию развития агломерации, Нижневартовска и мастер-план общественных пространств.

Как пояснил один из разработчиков нашего проекта, сотрудник института Игорь Дузенко, концепция агломерации почти готова. В феврале она должна быть опубликована, а затем назначат общественные слушания для ее обсуждения. Некоторые ключевые постулаты этой разработки и дополнительную информацию уже сейчас можно посмотреть на специально созданном для этого сайте nizhnevartovsk.itpgrad.ru (QR-код вынесен на фотографию). По словам Игоря Николаевича, будущая Нижневартовская агломерация включит в себя Излучинск, Мегион, Стрежевой, пгт. Высокий, Лангепас, а также деревни Зайцева Речка и Вата.

Однако географические параметры не так уж важны. Гораздо интересней взаимные обязательства субъектов агломерации, правовые акты, которые их свяжут и, разумеется, вопрос денег. Так вот, никаких взаимных обязательств меж населенными пунктами пока предусмотреть нельзя да и правовых актов, которые будут регулировать эту деятельность, попросту не существует. В итоге, строится все это будет на действующем законодательстве РФ, которое даже термина «агломерация» четко не регламентирует. Занятно, но это факт.

Модель управления нижневартовской агломерации, по словам Игоря Дузенко, будет такова: при правительстве округа создадут некий совет по развитию агломераций (название может быть и другим), а при нем будет создан некий орган общественного контроля. Государственный надзор, плюс общественный контроль, минус четкая юридическая база. Что станет итогом этого управленческого уравнения, никто пока сказать не берется. Есть лишь мнения и прогнозы.

 

Немного аналитики

За рубежом вопросами развития агломераций начали серьезно интересоваться лет 50, 60 и даже век назад. В качестве примера можно привести создание совета Большого Лондона, который был официально образован в 1965 году, а в каких-то ограниченных ипостасях функционировал с 1889 года. Это был сугубо консультативный орган, где решалось, как, зачем и к чему стремиться английской столице ради блага ее жителей.

Что касается России, то у нас, как обычно, все сложней и самобытней. Каждый регион изобретает собственные схемы и методы воплощения агломераций. Та, что будет применена в Югре, не единственная из возможных. По мнению генерального директора агентства по социально-экономическому развитию агломераций России (АСЭРА) Юрия Кузнецова, этот вариант – один из множества. К примеру, ряд муниципалитетов России уже взял за основу модель создания ассоциаций городов, которые объединяются в некий совет и совместно решают общие проблемы. При этом минимизируется организационная роль субъекта федерации (области, округа), но возрастает свобода действий для муниципалитетов.

Хотя, о какой свободе может идти речь? Давайте поразмыслим. Как отметила преподаватель «Высшей школы экономики» и один из самых титулованных экономистов России Наталья Зубаревич, мы живем в стране с чудовищной зарегулированностью всего и вся. С жесткой вертикалью власти, если угодно. Если бы у муниципалитетов были деньги, чтобы кооперироваться ради общих проектов, и законные полномочия для этого, – вопрос решился бы сам собой. Но нет полномочий. И денег нет. Даже в столь зажиточном регионе как Югра бюджеты муниципалитетов дотационные. Им нечем друг с другом объединяться. А даже и будь те деньги в бюджетах, да что с них взять? Если, например, Мегион решит вложиться в проект Нижневартовска и перечислит средства, то мэра потом посадят. Такое у нас бюджетное законодательство.

И таких нюансов полно. Если честно, то правительство Югры имеет более чем достаточно полномочий, чтобы реализовать любой агломерационный проект собственными силами. Решили, например, что нужна общая больница на несколько муниципалитетов, так можно просто выделить средства и построить. Зачем формировать и кормить дополнительные структуры? На этот вопрос ни один из наших собеседников четко ответить не смог. Попытки были, но весьма абстрактные.

 

Вперед, по целине

Многие, наверное, подзабыли, как СССР осваивал целину. В 1954 году было принято решение, что нужно сделать всесоюзной житницей земли Казахстан, и туда немедля бросили десятки тысяч людей и тысячи единиц техники. Без четкого предварительного планирования, без исследований и т.д.

Примерно то же сейчас происходит с агломерациями. Правительство России решило, что это перспективная тема, что она может стать дополнительным драйвером роста экономики. Так оно и есть. Может и стать. Горизонтальные связи между муниципалитетами жизненно важны, и это доказано опытом многих стран. Хотя, Япония или Америка, например, шли к этому поэтапно и готовили законодательную базу многие десятки лет. А для России агломерации стали очередным модным трендом. Все города стремятся их создать, чтобы успешно конкурировать с «коллегами» за средства из федеральных и областных бюджетов. Приятно, что мэрия Нижневартовска на этом поприще оказалась очень деятельной, хищной и отреагировала моментально. Город с 2019 по 2025 год получит 3 миллиарда рублей на агломерационные дороги. Может быть, этот транш не последний.

Впрочем, к чему грустить? По мнению Юрия Кузнецова, любые проекты по развитию агломерации хороши. Даже если они подготовлены не идеально. Даже если нет нужного законодательства. Он считает, что на пути к дружбе муниципалитетов важен именно первый шаг, само стремление объединиться. А вслед за этим будут подтягиваться и федеральные нормативы и законы России. Уже сейчас в недрах Госдумы РФ зреет законопроект так называемых горизонтальных трансфертов между муниципалитетами. Он станет важной вехой на пути к сильным и успешным агломерациям России. Хотя на этой дороге никому не придется легко, и все участники этого «похода» набьют по пути немало шишек.

Алексей Лбов

Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий